Регистры. Ч1


Таймеры счетчики микроконтроллеров AVR (часы реального времени). Урок AVR 7

Когда я еще начинал изучать микроконтроллеры, мне захотелось сделать , чтобы . Честно признаюсь, я хотел попробовать включать телевизор только с 7 до 8 часов, а все остальное время он должен был быть отключен. Устройство я сделал, но так его и не применил...

Во всех микроконтроллерах AVR есть несколько встроенных таймеров. Их еще можно разделить на таймеры общего назначения и сторожевой таймер, который предназначен для перезагрузки МК при зависании.

Таймеры общего назначения умеют:

  • Тактировать от внешнего часового кварца на 32768 герц
  • Считать разные временные интервалы
  • Считать внешние импульсы в режиме счетчика
  • Генерировать ШИМ-сигнал на определённых выводах МК
  • Генерировать прерывания по какому-то событию, например, при переполнению

Таймеры счетчики могут тактировать от внутреннего генератора тактовой частоты и от счетного входа. Давайте рассмотрим функционал таймера-счетчика 1 в микроконтроллере atmega8 . Запускаем CodeVision AVR, создаем новый проект и соглашаемся на предложение запустить Code WizardAVR

Давайте на примере timer2 реализуем часы реального времени с выводом на lcd дисплей, для этого выставляем таймер как показано на скриншоте

здесь выставляется внешний источник тактирования таймера, в качестве внешнего источника мы будем использовать часовой кварц на 32768 герц, далее установим предделитель на 128, то есть таймер будет работать на частоте 32768/128=256, а счетный регистр то в нас 8-битный (максимальное число 255), получается, что он будет переполнятся раз в секунду, далее мы выставляем галочку возле Overflow interrupt и кликаем на file->Generate, save and exit.

Code Wizard cгенерировал вот такой код

#include // Timer2 overflow interrupt service routine interrupt void timer2_ovf_isr(void) { } void main(void) { // Input/Output Ports initialization // Port B initialization PORTB=0x00; DDRB=0x00; // Port C initialization PORTC=0x00; DDRC=0x00; // Port D initialization PORTD=0x00; DDRD=0x00; // Timer/Counter 0 initialization // Clock source: System Clock // Clock value: Timer 0 Stopped TCCR0=0x00; TCNT0=0x00; // Timer/Counter 1 initialization // Clock source: System Clock // Clock value: 125,000 kHz // Mode: Fast PWM top=00FFh // OC1A output: Discon. // OC1B output: Discon. // Noise Canceler: Off // Input Capture on Falling Edge // Timer1 Overflow Interrupt: Off // Input Capture Interrupt: Off // Compare A Match Interrupt: Off // Compare B Match Interrupt: Off TCCR1A=0x01; TCCR1B=0x0A; TCNT1H=0x00; TCNT1L=0x00; ICR1H=0x00; ICR1L=0x00; OCR1AH=0x00; OCR1AL=0x00; OCR1BH=0x00; OCR1BL=0x00; // Timer/Counter 2 initialization // Clock source: TOSC1 pin // Clock value: PCK2/128 // Mode: Normal top=FFh // OC2 output: Disconnected ASSR=0x08; TCCR2=0x05; TCNT2=0x00; OCR2=0x00; // External Interrupt(s) initialization // INT0: Off // INT1: Off MCUCR=0x00; // Timer(s)/Counter(s) Interrupt(s) initialization TIMSK=0x40; // Analog Comparator initialization // Analog Comparator: Off // Analog Comparator Input Capture by Timer/Counter 1: Off ACSR=0x80; SFIOR=0x00; // Global enable interrupts #asm("sei") while (1) { }; }

#include #include // Alphanumeric LCD Module functions #asm .equ __lcd_port=0x12 ;PORTD #endasm #include unsigned char second=0; //переменная для хранения секунд unsigned char minute=0; //переменная для хранения минут unsigned char hour=0; //переменная для хранения часов char lcd_buffer; //переменная буфер для вывода на дисплей // Timer2 overflow interrupt service routine interrupt void timer2_ovf_isr(void) { if (++second==59) //увеличиваем количество секунд на 1 и проверяем равенство 59 {second = 0; if (++minute==59) {minute = 0; if (++hour==59) { hour = 0; } } } lcd_clear(); //чистим дисплей перед выводом lcd_gotoxy(0,0); // переводим курсор в точку x=0 y=0 sprintf(lcd_buffer,"%i:%i:%i",hour,minute,second); // формируем строку для вывода lcd_puts(lcd_buffer); // выводим строку на дисплей } void main(void) { // Timer/Counter 2 initialization // Clock source: TOSC1 pin // Clock value: PCK2/128 // Mode: Normal top=FFh // OC2 output: Disconnected ASSR=0x08; TCCR2=0x05; TCNT2=0x00; OCR2=0x00; // Timer(s)/Counter(s) Interrupt(s) initialization TIMSK=0x40; // LCD module initialization lcd_init(16); // Global enable interrupts #asm("sei") while (1) { }; }

Программа готова, теперь составим схему в Proteus

$37 ($57)
OCIE2 TOIE2 TICIE1 OCIE1A OCIE1B TOIE1 OCIE0 TOIE0
TIMSK Чтение/Запись
  • Bit 7 - OCIE2: Timer/Counter2 Output Compare Interrupt Enable - Разрешение прерывания по совпадению таймера/счетчика2
    При установленном бите OCIE2 и установленном бите I регистра статуса разрешается прерывание по совпадению содержимого регистра сравнения и состояния таймера/ счетчика2. Соответствующее прерывание (с вектором $0012) выполняется если произойдет совпадение при сравнении содержимого регистра сравнения и состояния таймера/счетчика2. В регистре флагов прерывания TIFR (Timer/Counter Interrupt Flag Register) устанавливается флаг совпадения таймера/счетчика2.
  • Bit 6 - TOIE2: Timer/Counter2 Overflow Interrupt Enable - Разрешение прерывания по переполнению таймера/счетчика2
    При установленном бите TOIE2 и установленном бите I регистра статуса разрешается прерывание по переполнению таймера/счетчика2. Соответствующее прерывание (с вектором $0014) выполняется если произойдет переполнение таймера/счетчика2. В регистре флагов TIFR (Timer/Counter Interrupt Flag Register) устанавливается флаг переполнения таймера/счетчика2.
  • Bit 5 - TICIE1: Timer/Counter1 Input Capture Interrupt Enable - Разрешение прерывания по захвату таймера/счетчика1
    При установленном бите TICIE1 и установленном бите I регистра статуса разрешается прерывание по захвату таймера/счетчика1. Соответствующее прерывание (с вектором $0016) выполняется если произойдет запуск захвата по выводу 29, PD4(IC1). В регистре флагов TIFR (Timer/Counter Interrupt Flag Register) устанавливается флаг захвата таймера/счетчика1.
  • Bit 4 - OCE1A: Timer/Counter1 Output CompareA Match Interrupt Enable - Разрешение прерывания по совпадению регистра A с таймером/счетчиком1
    При установленном бите OCIE1A и установленном бите I регистра статуса разрешается прерывание по совпадению регистра A с состоянием таймера/счетчика1. Соответствующее прерывание (с вектором $0018) выполняется если произойдет совпадение содержимого регистра A сравнения выхода с состоянием таймера/ счетчика1. В регистре флагов TIFR (Timer/Counter Interrupt Flag Register) устанавливается флаг совпадения регистра A с таймером/счетчиком1.
  • Bit 3 - OCIE1B: Timer/Counter1 Output CompareB Match Interrupt Enable - Разрешение прерывания по совпадению регистра B с таймером/счетчиком1
    При установленном бите OCIE1B и установленном бите I регистра статуса разрешается прерывание по совпадению регистра B с состоянием таймера/счетчика1. Соответствующее прерывание (с вектором $001A) выполняется если произойдет совпадение содержимого регистра B сравнения выхода с состоянием таймера/счетчика1. В регистре флагов TIFR (Timer/Counter Interrupt Flag Register) устанавливается флаг совпадения регистра B с таймером/счетчиком1.
  • Bit 2 - TOIE1: Timer/Counter1 Overflow Interrupt Enable - Разрешение прерывания по переполнению таймера/счетчика1
    При установленном бите OCIE1B и установленном бите I регистра статуса разрешается прерывание по переполнению таймера/счетчика1. Соответствующее прерывание (с вектором $001C) выполняется если произойдет переполнение таймера/счетчика1. В регистре флагов TIFR (Timer/Counter Interrupt Flag Register) устанавливается флаг переполнения таймера/счетчика1.При нахождении таймера/счетчика1 в PWM режиме флаг переполнения счетчика устанавливается когда счетчик изменит направление счета при $0000.
  • Bit 1 - OCIE0: Timer/Counter0 Output Compare Interrupt Enable - Разрешение прерывания по совпадению таймера/счетчика0
    При установленном бите OCIE0 и установленном бите I регистра статуса разрешается прерывание по совпадению содержимого регистра сравнения и состояния таймера/ счетчика0. Соответствующее прерывание (с вектором $001E) выполняется если произойдет совпадение при сравнении содержимого регистра сравнения и состояния таймера/счетчика0. В регистре флагов прерывания TIFR (Timer/Counter Interrupt Flag Register) устанавливается флаг совпадения таймера/счетчика0.
  • Bit 0 - TOIE0: Timer/Counter0 Overflow Interrupt Enable - Разрешение прерывания по переполнению таймера/счетчика0
    При установленном бите TOIE0 и установленном бите I регистра статуса разрешается прерывание по переполнению таймера/счетчика0. Соответствующее прерывание (с вектором $0020) выполняется если произойдет переполнение таймера/счетчика0. В регистре флагов TIFR (Timer/Counter Interrupt Flag Register) устанавливается флаг переполнения таймера/счетчика0.

Рассмотрим, как сделать таймер своими руками на микроконтроллере ATmega8, хотя код довольно просто адаптировать и для МК AVR других серий. Электронный таймер нужное устройство во всех областях, где требуется выполнение определенных действий через конкретный промежуток времени.

Управление таймера состоит всего из четырех кнопок:

— увеличение значения числа;

— уменьшение значения числа;

— старт таймера;

— сброс таймера.

В качестве индикатора срабатывания таймера применяется генератор звуковой частоты с динамиком. Генератор будет запускаться с помощью транзисторного ключа Q5, который в свою очередь открывается положительным потенциалом, поступающим из порта PC2 микроконтроллера.

Упрощенно таймер работает следующим образом. Кнопками «+» и «-» устанавливается требуемое количество секунд; кнопкой «старт» запускается таймер. Когда таймер отсчитает до нуля, на выводе PC2 микроконтроллера ATmega8 появится высокий потенциал, который откроет Q5. Далее транзисторный ключ запустит генератор и раздастся звук в динамике. Сброс таймера осуществляется при нажатии кнопки «сброс». Генератор звуковой частоты собран на двух транзисторах Q6 и Q7 разный полупроводниковых структур. С принципом работы и описанием схемы подобных генераторов можно ознакомиться, перейдя по .

Алгоритм работы таймера на микроконтроллере

Наш таймер будет отсчитывать обратное время ровно по одной секунде, хотя можно задать и любое другое время, например минуты, часы, сотые секунды и т.п.

Для формирования интервала времени в одну секунду мы воспользуемся первым таймер-счетчиком микроконтроллера ATmega8. Все его настройки мы определим в функцию start . Сначала разделим рабочую частоту микроконтроллера 1000000 Гц на 64 и получим новую частоту 15625 Гц. За это отвечают бит CS10, CS11 и CS12 регистра TCCR1B. Далее разрешаем прерывание по совпадению и в регистр сравнения (старший и младший) записываем двоичное число равное десятичному 15625. Затем обнуляем счетный регистр TCNT1 и устанавливаем в единицу бит WGM12 регистра TCCR1B, что вызывает сброс счетного регистра при совпадении текущего его значения с числом, записанным в регистры сравнения.

void start (void)

TCCR1B &= ~(1<

TCCR1B |= (1<

TIMSK |= (1<

OCR1AH = 0b00111101;

OCR1AL = 0b000001001; // регистр сравнения 15625

TCNT1 = 0;

TCCR1B |= (1<

Когда таймер отсчитает ровно одну секунду – вызовется прерывание. В теле функции прерывания мы будем снижать значение переменной на единицу. При достижении нуля на второй выход порта C микроконтроллера появится высокий потенциал, который откроет транзисторный ключ и запустит генератор, в результате чего мы услышим звук в динамике.

ISR (TIMER1_COMPA_vect)

Z—;

В последнее время все больше и больше начинающих сталкиваются с проблемой освоения Таймеров/Счетчиков (далее Т/С) на этапе изучения микроконтроллеров. В данной статье я постараюсь развеять страхи перед данными модулями и доступно объяснить, как и с чем употребляют те самые Т/С.

За основу мы возьмем очень популярную среди разработчиков устройств на МК книгу, автором которой является А.В. Евстифеев. По ссылкам в конце статьи Вы сможете найти проект в и проект в . В этой статье мы разберем работу 8-ми битного Т/С Т2, который входит в состав Т/С МК Atmega8.

Итак, что же такое Таймер/Счетчик? Т/С - это один из модулей МК AVR с помощью которого можно отмерять определенные промежутки времени, организовать ШИМ и многие другие задачи. В зависимости от модели МК, количество Т/С может составлять 4 и более. Пример тому - МК Atmega640х, 1280х/1281х, 2560х/2561х, которые содержат на своем борту 6 Т/С: два 8-ми битных и четыре 16-ти битных. МК Atmega8 содержит в себе три Т/С: Т0 и Т2 с разрядностью 8 бит, Т1 с разрядностью 16 бит.

Давайте подробнее рассмотрим Т/С Т2 микроконтроллера Atmega8.

Этот таймер может работать в нескольких режимах: Normal, Phase correct PWM, CTC (сброс при совпадении), Fast PWM. Подробнее о каждом режиме Вы можете прочитать в книге.

Данный Т/С состоит из регистра управления, счетного регистра, регистра сравнения, регистра состояния асинхронного режима. Структурная схема Т2 приведена на рис.1

Рассмотрим в теории как же работает данный модуль. Чтобы для начала Вам было понятнее, мы не будем рассматривать все лишние примочки таймера и рассмотрим самый обычный его режим - NORMAL. Для себя определим что МК тактируется от внутреннего RC-генератора с частотой 1МГц и таймер настроен на работу в режиме NORMAL.

Тактовые импульсы поступают на вход clk i\o и попадают в предделитель таймера. Предделитель может быть настроен, по Вашим потребностям, на прямой проход тактовых импульсов или делить входящие импульсы, пропуская только их определенную часть. Поделить входящие импульсы можно на /8, /64, /256, /1024. Так как у нас Т\С может работать в асинхронном режиме, то при включении его в этот режим количество предделителей существенно вырастает, но мы их рассматривать пока не будем. С предделителя тактовые импульсы поступают в блок управления и уже с него попадают в счетный регистр. Счетный регистр в свою очередь совершает инкремент на каждый входящий импульс. Счетный регистр Т2 8-ми битный, поэтому он может считать только до 255. Когда наступает переполнение счетного регистра, он сбрасывается в 0 и в этом же такте начинает считать заново. Так же в момент переполнения счетного регистра устанавливается флаг TOV2 (флаг прерывания по переполнению) регистра TIFR.

Теперь, раз уж мы затронули такие слова, как РЕГИСТР, самое время с ними познакомится. Для начала мы затронем только те регистры, с которыми будем непосредственно работать, дабы не забивать мозг лишней информацией.

TCNT2 - счетный регистр, о его работе мы уже говорили.

TCCR2 - регистр управления таймером.

TIMSK - регистр маски прерываний(в Atmega8 этот регистр является единственным для всех таймеров).

TIFR - регистр флагов прерываний(в Atmega8 этот регистр является единственным для всех таймеров).

А теперь о каждом подробно:

Регистр управления TCCR2. Содержимое этого регистра вы можете посмотреть на рис.2.


рис.2

Биты 0-2 отвечают за тактирование таймера. Установка определенных комбинаций в этих битах настраивает предделитель данного таймера. Если все три бита сброшены - таймер выключен.

Биты 3,6 отвечают за режим работы таймера.

Биты 4,5 нужны для настройки поведения вывода ОСn (проще говоря, используются при настройке ШИМ)

И последний бит этого регистра - бит 7. С его помощью мы можем принудительно изменять состояние вывода ОСn.

Регистр маски прерываний - TIMSK. Его мы видим на рисунке №3

Из этого регистра нас интересуют только два последних бита, биты 6 и 7. Этими битами мы разрешаем работу прерываний.

Бит 6, если в него записать единицу, разрешает прерывание по событию "Переполнение Т\С Т2"

Бит 7, если в него записать еди ницу, разрешает прерывание по событию "Совпадение счетного регистра с регистром сравнения"

Регистр флагов прерываний TIFR. Его мы видим на рисунке №4

рис.4

В этом регистре нас так же интересуют два последних бита: биты 6 и 7.

Бит 6 - флаг, устанавливается по событию "Переполнение Т\С Т2"
Бит 7 - флаг, устанавливается по событию "Совпадение счетного регистра с регистром сравнения"

Эти биты сбрасываются автоматически при выходе из обработчика прерывания, но для надежности их можно сбрасывать самостоятельно, сбрасывая эти биты в "0".

Остальные биты регистров TIMSK и TIFR используются Т\С Т0 и Т1. Как вы уже заметили, у битов этих регистров даже названия совпадают, за исключением цифры в конце названия, которая и указывает к какому таймеру данный бит применИм.

Осталось рассмотреть две несложные таблички, а именно: таблица, в которой описано управление тактовым сигналом (рис. 6), и таблица, в которой описано, как в общем настроить таймер (рис.5).

О том, что находится в этих таблицах, я писал выше, однако привожу Вам их для наглядности.

Вот мы и закончили с теорией, и пора приступить к практической части. Сразу оговорюсь.

ЧАСЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАТСЯ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ СТАТЬИ, НЕ ОБЛАДАЮТ ВЫСОКОЙ ТОЧНОСТЬЮ. ДАННАЯ СТАТЬЯ ОРИЕНТИРОВАННА НА ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ТАЙМЕРАМИ.

Открываем Studio 6, создаем проект и выбираем Atmega8.

В самом начале указываем частоту тактирования и подключаем нужные нам для работы библиотеки

< avr/io.h > #include < avr/interrupt.h >

В первой строчке мы указываем частоту. Это необходимо для того, чтобы компилятор нас лучше понимал, если вдруг мы захотим использовать функции _delay_().

Во второй строчке кода подключается библиотека с общим описанием регистров нашего МК. Так же в ней всем регистрам присвоены читабельные имена.

В третьей строке подключается библиотека для работы с векторами прерываний.

TIMSK |= (1< < TOIE2); TCCR2 |= (1< < CS22)|(1< < CS20); SREG |= (1< < 7);

На этом настройка нашего таймера закончена. Давайте подробнее рассмотрим последние три строки кода.

В первой строке мы разрешили прерывания по событию "Переполнение таймера\счетчика Т2"

И в третьей строкой мы глобально разрешили прерывания. Это можно было также написать следующим образом:

Asm("sei");

Остается добавить обработчик прерывания и код наших часов реального времени.

ISR (TIMER2_OVF_vect) { takt++; if (takt>=4){sek++; takt=0x00;} if (sek>=60) {min++; sek=0x00;} if (min>=60) {hour++; min=0x00;} if (hour>=24) {hour=0х00}; }

В коде, который находится в обработчике прерывания, нет ничего сложного и нового для Вас. Внимание обратим только на переменную takt и волшебную цифру "4". Откуда взялась эта цифра? Давайте рассмотрим подробно этот момент.

Мы знаем, что наш МК работает от внутреннего генератора с частотой 1МГц, таймер тактируется с предделителем \1024, считать наш таймер может до 255. Зная эти параметры мы можем посчитать сколько переполнений он совершит за 1 секунду

1 000 000 \ 1024 \ 256 = 3,814697.....

Ну, а так как мы учимся работать с таймерами и не ставили цель получить суперточный ход часов, мы округляем наш результат и получаем "4". Т.е. за 1 секунду таймер переполнится ~4 раза.

Почему мы делили на 256 если таймер считает только до 255? Потому что "0" это тоже число. Думаю, здесь все понятно.

Не забываем, что все переменные нужно объявить как глобальные.

Вот весь листинг программы которая у нас получилась.

#define F_CPU 1000000UL #include < avr/io.h > #include < avr/interrupt.h > unsigned char takt = 0; unsigned char sek = 0; unsigned char min=0; unsigned char hour=0; ISR (TIMER2_OVF_vect) { takt++; if (takt>=4){sek++; takt=0x00;} if (sek>=60) {min++; sek=0x00;} if (min>=60) {hour++; min=0x00;} if (hour>=24) {hour=0х00}; } int main(void) { TIMSK |= (1< < TOIE2); TCCR2 |= (1< < CS22)|(1< < CS20); SREG |= (1< < 7); while(1) { } }

А как же вывод информации пользователю? А тут кому как нравится. Можете использовать семисегментные индикаторы, графические или знакогенерирующие дисплеи и т.д.

В архиве Вы найдете проект с выводом информации на дисплей от nokia5110, проект в Proteus 7 и все нужные файлы и библиотеки для работы.

Обращаю внимание на то, что библиотека LCD_5110 для работы с дисплеем написана участником форума и предоставлена с его разрешения.

Прежде чем приступить к изучению таймера определимся с базовым понятием «частота». Простым языком, это количество повторений, в секунду. Это значит, что если вы за секунду хлопнете в ладошки 2 раза, то частота хлопков будет равна 2Гц. Если за 3 раза, значит 3Гц.

Каждый микроконтроллер работает на определенной частоте. Большинство инструкций выполняется за один такт, поэтому чем выше частота, тем быстрее работает микроконтроллер. Если нет источника тактирования, соответственно ничего работать не будет. На случай отсутствия внешнего источника тактирования, в большинстве микроконтроллеров имеется свой внутренний генератор. Обычно на него «с завода» настроены.

Частота внутреннего источника может изменяться («плавать») из за температуры и т.п., поэтому считается непригодным для серьезных проектов, а у нас ведь именно такие 🙂 Поэтому применяется стабильный источник внешней частоты — кварцевый резонатор (кварц). Один из вариантов исполнения кварцевого резонатора:

Теперь, кое что о таймере. Таймер работает на той же частоте, что и микроконтроллер. Иногда это может быть слишком быстро, поэтому используют предделитель который уменьшает количество тиков в 8/64/256/1024… раз. Включается это все программно.

Допустим, мы выбрали предделитель 1024, частота микроконтроллера 8 МГц, значит после предделителя частота таймера станет:
8 000 000 / 1024 = 7813 Гц — это частота, на которой работает наш таймер. По простому говоря, за одну секунду таймер тикнет 7813 раз.

К количеству тиков можно привязать выполнение кода. Эта фича есть не для всех таймеров, читайте документацию на свой камень. Допустим, нам нужно, чтобы раз в 0,5 секунды выполнялся наш код. За одну секунду 7813 тиков, за пол секунды в 2 раза меньше — 3906. Это значение вносится в регистр сравнения, и с каждым тиком проверяется достаточно ли оттикало или нет, как в будильнике, только очень быстро.

Но вот у нас совпали эти 2 значения и что дальше? Для этого существует такая полезная штука как прерывание по совпадению. Это значит, что при совпадении таймера и регистра сравнения, ваша текущая программа остановится. После этого выполнится участок кода, который абсолютно не связан с основной программой. Внутри этого участка вы можете писать что угодно и не беспокоиться о том, что он как то повлияет на программу, выполнится он только когда значение таймера совпадет с регистром сравнения.

После того как код внутри прерывания выполнится, программа продолжит работу с того места, где была остановлена. Таким образом, можно периодически сканировать кнопки, считать длительность нажатия кнопки, отмерять точные временные промежутки. Любимый вопрос начинающих, как мне делать мигать светодиодом и делать еще что то. Так вот, в этом вам помогут таймеры и прерывания.

Вот теперь мы готовы написать нашу программу. Поэтому создаем проект с помощью мастера проектов. Сразу прицепим LCD, мы же уже это умеем).

Переходим на вкладку Timers и тут остановимся поподробнее:

Выбираем частоту 7813 и устанавливаем галочку напротив пункта Interrupt on: Compare A Match. Таким образом мы указали, что при совпадении значения выполнять прерывание (то о чем было написано выше). Прерывание будем выполнять 1 раз в секунду, т.е. нам нужно тикнуть 7813 раз, поэтому переводим число 7813 в шестнадцатеричную систему и получим 1e85. Именно его и записываем в регистр сравнения Comp A. Регистр сравнения Comp A 16 битный, поэтому число больше 2^16=65536 мы записать не можем.

Генерим, сохраняем, вычищаем наш код. Появится новый непонятный кусок кода

// Timer 1 output compare A interrupt service routine
interrupt void timer1_compa_isr(void)
{

Это то самое прерывание. Именно внутри этих скобок мы можем писать тот код, который мы хотели бы выполнять через определенные промежутки времени. У нас это одна секунда. Итак логично создать переменную, которую мы будем увеличивать 1 раз в секунду, т.е. 1 раз за прерывание. Поэтому проинициализируем переменную int s =0; а в прерывании будем ее увеличивать от 0 до 59. Значение переменной выведем на жк дисплей. Никаких хитростей, все очень просто.
Получившийся код.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 #include #asm .equ __lcd_port= 0x18 ; PORTB #endasm #include int s = 0 ; // переменная для хранения секунд // Обработка прерывания по совпадению interrupt [ TIM1_COMPA] void timer1_compa_isr(void ) { s++; // увеличиваем переменную каждую секунду if (s> 59 ) // обнуляем секунды после 59 { s= 0 ; } TCNT1= 0 ; //обнуляем таймер } void main(void ) { TCCR1A= 0x00 ; //настройка таймера TCCR1B= 0x05 ; TCNT1= 0x00 ; //здесь увеличиваются тики OCR1A= 0x1E85 ; //записываем число в регистр сравнения TIMSK= 0x10 ; //запускаем таймер lcd_init(8 ) ; #asm("sei") while (1 ) { lcd_gotoxy(0 , 0 ) ; //вывод в 0 координате X и Y lcd_putchar(s/ 10 + 0x30 ) ; //вывод десятков секунд lcd_putchar(s% 10 + 0x30 ) ; //вывод секунд } ; }

#include #asm .equ __lcd_port=0x18 ;PORTB #endasm #include int s = 0; // переменная для хранения секунд // Обработка прерывания по совпадению interrupt void timer1_compa_isr(void) { s++; // увеличиваем переменную каждую секунду if(s>59) // обнуляем секунды после 59 { s=0; } TCNT1=0; //обнуляем таймер } void main(void) { TCCR1A=0x00; //настройка таймера TCCR1B=0x05; TCNT1=0x00; //здесь увеличиваются тики OCR1A=0x1E85; //записываем число в регистр сравнения TIMSK=0x10; //запускаем таймер lcd_init(8); #asm("sei") while (1) { lcd_gotoxy(0,0); //вывод в 0 координате X и Y lcd_putchar(s/10+0x30); //вывод десятков секунд lcd_putchar(s%10+0x30); //вывод секунд }; }

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: